Евгения Крюкова родилась в 1971 году в семье инженеров. Окончив школу, она
поступила в Московский архитектурный институт. Тогда же 17-летняя Евгения в первый
раз вышла замуж. Со своим будущим мужем она познакомились в кафе. Михаил Жуков
к тому времени окончил техникум, отслужил в армии, учился в театральном училище
им. Щепкина и играл в экспериментальном театре Вячеслава Спесивцева.
Очень скоро Евгения поняла, что архитектура – это совершенно не ее призвание.
Едва дотянув до первой сессии, она бросила институт. Девушка мечтала о славе,
признании. Она даже пробовала себя на конкурсе красоты, но безрезультатно.
Благодаря мужу, Евгения Крюкова впервые соприкоснулась с миром кино и театра.
Михаил брал ее на репетиции, уговорил Спесивцева занять ее в массовке. Там же
в экспериментальном театре Крюкова некоторое время работала художником.
Однажды, случайно оказавшись зрителем на студенческом спектакле в Щепкинском
училище, Евгения Крюкова получила предложение сниматься в кино на студии «Беларусьфильм».
Однако дебюта в кино не состоялась – эпизоды с небольшой ролью Евгении Крюковой
были выброшены, но желание стать актрисой у нее стало сильнее.
Кино, театр, личная жизнь
Впервые в кино Евгения Крюкова снялась в 1990 году. Тогда французский режиссер
Франсис Леруа, приехавший в Москву, пригласил ее в свою эротическую картину «Секс
и перестройка». В фильме, наполненном весьма откровенными сценами, помимо Евгении
снялось несколько довольно известных российских актрис: Наталья
Щукина, Оксана Арбузова и др.
После этого фильма Евгения окончательно утвердилась в своем желании стать актрисой.
Она основательно подготовилась и с первого раза поступила в ГИТИС. В том же году
Евгения Крюкова наконец-то полноценно дебютировала в кино. Она сыграла княжну
Татьяну в историко-психологической драме Карена Шахназарова «Цареубийца», Раису
в романтической военной драме Анатолия Кокорина «Ванька-встанька», а также заметную
роль в комедии Валентина Мишаткина «Встретимся на Таити».
В личной жизни Евгении тоже произошли перемены. Она развелась с Михаилом, и
стала жить в гражданском браке с актером, который был старше ее на 18 лет. Их
роман продолжался два года, до встречи с бизнесменом Александром Каревым, который
стал ее третьим мужем (этот брак также распался - в середине 2000-х).
На третьем курсе ГИТИСа (в 1993 году) Евгения Крюкова начала выступать в театре
имени Моссовета. Здесь же она и продолжила работу после окончания института. На
сцене этого театра Евгенией было сыграно множество ролей, среди которых: Клара
Шуман («Трио»), Королева Испании («Рюи Блаз»), Камилла («Любовью не шутят»), Агнесса
(«Школа жен»), Елена Корф («Московское гнездо»), Порция («Венецианский купец»),
Виола («Двенадцатая ночь, или Все равно что») и др.
Признание
Широкую известность Евгении Крюковой принесли телесериалы «Петербургские тайны»
и «Развязка петербургских тайн», где она сыграла Юлию Бероеву. Затем Евгения снялась
в сериалах «Досье детектива Дубровского» и «Бандитский Петербург» (следователь
Поспелова).
В
2003 году знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов пригласил Евгению Крюкову на
одну из главных ролей в комедию «Ключ от спальни». Время действия фильма - четырнадцатый
год прошлого века, поэтому не случайно, что и сама картина была несколько стилизована
под немое кино. Безумно накрашенные глаза, заламывание рук в стиле Верой Холодной.
Все это великолепно исполнила Евгения Крюкова. Она вспоминает: «Чуть ли не полфильма
я в нижнем белье – маечки, панталончики, резиночки, рюшечки, оборочки. И я все
время падаю в обморок. Изначально в сценарии этого не было. А родились эти обмороки
так. Меня затягивали в корсет, жутко неудобный, дышать в нем было абсолютно нечем.
Тогда мне пришла в голову мысль, что женщина в такой неудобной штуке в состоянии
эмоционального возбуждения, а моя героиня из него просто не выходит, физически
не может такое выдержать. От этого она постоянно теряет сознание. Рязанов со мной
согласился».
Еще одной заметной работой Евгении Крюковой стала роль в фильме Сергея Соловьева
«О любви», поставленном по рассказам А.П. Чехова. Евгения Крюкова рассказывает:
«До этой картины я могла еще как-то формулировать, что такое любовь — это и самопожертвование,
и готовность отдать все любимому человеку. Эта картина спутала все карты. Сергей
Соловьев считает это слово замыленным, потому он и заменил его на знак - сердечко.
И рассматривал любовь вообще как явление. Я сама попыталась в этом разобраться
и окончательно запуталась. Совершенно перестала понимать, что такое любовь. Но
с другой стороны, эта картина открыла во мне потенциал говорить о любви».
Работы актрисы в театре и кино были высоко отмечены. 9 июня 2005 года ей было
присвоено звание народной артистки России.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Игорь Костолевский http://www.mayakovsky.ru;
Наталья Корнеева, «Актриса Елена Романова: Развод с Костолевским научил меня верить
в себя!» («Комсомольская правда» от 10.10.2003);
Игорь Костолевский: «Готов играть негодяев» («Телегазета» №36 от 3-9.09.2003);
«Радости (не)бытия» (№8 (307) от 10.03.2005 http://exlibris.ng.ru);
«Игорю Костолевскому - 55!» (радиостанция «Маяк», эфир от 09.10.2003 http://www.radiomayak.ru);
Ксения Ларина, Интервью с Игорем Костолевским (радиостанция «Эхо Москвы», эфир
от 22.01.2005 http://echo.msk.ru);
Ольга Сабурова, «Игорь Костолевский возвращается» («Собеседник» от 10.12.2004)