Заслуженный артист РСФСР (1989) Народный артист РФ (2000)
Лауреат
Государственной премии РФ 1998 года (1999, за моноспектакль «Мертвые души»)
Лауреат Царскосельской художественной премии (2010)
«Наш дом»
Вехи биографии
В 1967 окончил Московский физико-технический институт, в 1974 заочное отделение
Театрального училища им. Б.В.Щукина.
С 1967 по 1969 работал инженером.
В 1964-1969 был актёром и режиссёром эстрадной студии МГУ «Наш Дом».
В 60-е годы одним из самых популярных в Москве театров была эстрадная студия
Дома культуры гуманитарных факультетов МГУ «Наш дом». Трудно подсчитать, сколько
имён, ныне известных всем, дала она нашему искусству: Ролан Быков, Семён Фарада,
Михаил Филиппов, Геннадий Хазанов и другие – в «и другие» попадают очень многие.
Да и потом импульс «Нашего дома» действовал весьма активно, когда во главе студии
«У Никитских ворот» встал один из трёх его руководителей – Марк Розовский, причём
она стремительно выдвинулась на то же место, которое занимал «Наш дом» в 60-х,
разумеется, в новых условиях, на новом уровне развития нашего студийного театра.
Так вот в одном из лучших спектаклей «Нашего дома», сделанном по поэме Кирсанова
«Сказание о царе Максе Емельяне», и появился впервые совсем тогда самодеятельный
молодой актёр Александр Филиппенко. С тех пор прошло не одно десятилетие, да и
вспоминать об актёре, каким он был столько лет назад, весьма сложно – позднейшие
роли наложились на ту, раннюю, первую, и видим мы его не столько таким, каким
он был тогда, сколько таким, какой он сейчас, а пресловутая «призма воспоминания»
сильно искажает на расстоянии невозвратимого времени.
Театр
Вехи биографии
С 1969 по 1975 – актёр Театра драмы и комедии на Таганке.
В 1975-1994 – актёр Театра им. Евгения Вахтангова.
С одной стороны, театр имени Вахтангова – это предел мечтаний для паренька,
начинавшего в самодеятельности: один из лучших театров страны, академический,
прославленный. С другой – находившийся в состоянии глубокого застоя, о чём не
говорили вслух. Театральные люди пребывали в непонимании – как может один из лучших
наших актёров, Михаил Ульянов, работать в мёртвом театре? Но Ульянов доказывал,
что он – живой, преимущественно в кино, где некоторые его роли 70-х – начала 80-х
годов становились событиями. Можно сказать, что тогда кино в значительной степени
спасло его, ибо актёру работа просто необходима, чтобы сохранить в себе творческую
личность.
Кино
Вехи биографии В кино - с 1969 года. Первая роль - Володя Харламов в фильме «Я его невеста».
И Филиппенко пошёл по этому же пути – только он оказался гораздо более трудным,
потому что он пришёл в кинематограф просто как молодой одарённый актёр, которому
ещё надо доказывать своё право на роли, исполнение которых является неотъемлемой
частью замысла фильма. А пока – снимайся в том, что дают.
Такой путь типичен для большинства киноактёров – начать с малого, чтобы потом,
с течением времени, завоевать трудом и талантом «место под солнцем». И далеко
не всегда от самого актёра зависит, насколько он продвинется по этому пути, -
вопрос в том, какие роли ему достанутся, с какими режиссёрами столкнёт его судьба.
И то, и другое у Филиппенко было разным – были роли, от которых он мог безболезненно
отказаться, были режиссёры, с которыми, если разобраться, ему не нужно бы работать.
Но были и роли – большие и маленькие, – по которым становилось ясно: он готов
взойти к этим вершинам, таланта и энергии у него для этого хватит.
Одной из первых таких ролей стал небольшой эпизод в телефильме «Бумбараш».
Странная роль, да и весь фильм был странным – сказочный и одновременно реальный,
насквозь ироничный и вместе с тем очень серьёзный, старое понятие «романтическая
ирония» наполнялось в нём совершенно новым осовремененным смыслом. А Филиппенко
играл белогвардейского солдата, явно туповатого, но обладавшего одной чудесной
способностью, впрочем, явно бесполезной – он мог дословно повторить любую белиберду,
сказанную при нём, отчего и получил от своего начальства прозвище «феномен». Он
гордится и своей способностью и этим прозвищем, в результате чего попадается на
немудрёную хитрость Бумбараша и расстаётся с жизнью.
В этой роли проявилась одна яркая черта актёрской индивидуальности Александра
Филиппенко: его очень привлекательная человеческая личность, его ненаигранная
«положительность». Казалось бы, кому какое дело до личности актёра – он по профессиональным
своим обязанностям обязан уметь перевоплощаться, и зрителя не должно интересовать,
хорош или плох он в жизни. Но замечательный режиссёр советского театра Алексей
Дмитриевич Попов как-то обмолвился: очень плохого человека может сыграть только
очень хороший человек – подсознательно плохой побоится «раздеться» перед зрителем,
обнаружить свою собственную натуру. Наверное, это не всегда так, в сложнейшей
актёрской профессии весьма опрометчиво было бы выводить какие-либо умозаключения,
носящие общеобязательный характер, а тем более настаивать на них. Но всё же эта
мысль кажется верной для многих актёров. И тем более для Филиппенко – поверх внешнего
рисунка его ролей, поверх их внутренней сущности всегда ощутимо сознание, что
он – хороший человек.
С другой стороны, перед ним всегда стояла реальная опасность стать киноактёром
«масочного» типа; в театре такой опасности нет, ибо он, ограниченный труппой,
должен использовать актёра разнообразно. В кино же есть возможность до предела
сузить его амплуа, что чаще всего отнюдь не идёт актёру на пользу, причём опасность
эта угрожала Филиппенко в очень узком амплуа детективных «злодеев», поскольку
режиссёры, не сговариваясь, решили, что его психофизические данные очень хорошо
соответствуют этому амплуа. Да и в самом деле соответствуют – есть у него этакая
безразлично-инфернальная улыбочка, после которой абсолютно естественным кажется
выстрел в упор или удар ножом в спину. Эта улыбочка наработана актёром за годы
существования в данном амплуа, в частности, в фильмах «Ошибка Тони Вендиса», «Рождённая
революцией», «Визит к Минотавру».
Станиславский говорил, что любая роль и любой актёр – характерные, то есть,
любой человек на сцене и на экране должен быть конкретным, какую бы роль он ни
играл, даже если сама роль обобщена до максимума. Александру Филиппенко дважды
в жизни пришлось играть такой нереальный персонаж, как Смерть: первый раз в театре,
а второй был в кино – он играл Смерть в фильме Владимира Грамматикова «Звезда
и смерть Хоакина Мурьеты». Филиппенко – характерный актёр как раз по Станиславскому:
характерность для него – это не сумма внешних приёмов и приспособлений, а умение
найти другую, непохожую на него индивидуальность, перевоплотиться в неё и стать
другим человеком, подчас не имеющего ничего общего с ним самим.
Филиппенко довелось сыграть и человека, ставшего в мировом искусстве одним
из наиболее классических воплощений зла, - Ричарда III, правда, в то ещё время,
когда он был ещё Ричардом Глостером. Случилось это в фильме Сергея Тарасова «Чёрная
стрела». Справедливости ради надо сказать, что в этой истории он был не бОльшим
злодеем, чем многие другие участники войны Алой и Белой роз, и если говорить шире
– не бОльшим, чем многие в те времена, и только гений Шекспира сделал из него
злодея уникального, можно сказать, выдающегося. Ещё два выдающихся воплощения
зла и коварства – персонажи дона Рэбы, сыгранный Филиппенко в экранизации повести
братьев Стругацких «Трудно быть богом» и главного негодяя сериала «Бедная Настя»
помещика Забалуева.
Разнообразие таланта
Как актёра его отличает большая точность. Во-первых, потому что Филиппенко
переиграл и в кино, и в театре множество коротких эпизодических ролей. Во-вторых,
он начинал у Марка Розовского в студии «Наш дом», которая официально называлась
эстрадной и действительно делала подлинно эстрадные спектакли; а основа эстрады
– номер, то есть сравнительно короткое выступление, в котором необходима мгновенная,
освобождающая от всего лишнего и очень точная зарисовка характера. И если можно
говорить о школе Розовского, то Александр Филиппенко – один из наиболее характерных
её представителей. Поэтому эстрада – родная для него стихия, что он неоднократно
доказывал. Звезда капустников и КВНов в команде МФТИ, выпускник Щукинского училища,
актёр, любимый миллионами бывших советских людей, сегодня разбросанных по всему
свету, популярный киноартист, руководитель собственного театра "Моно-Дуэт-Трио"
– можно сказать, биография типичного шестидесятника, каким Филиппенко и является.
При этом он умудрился дойти до наших прагматичных времён, ничего не растеряв
по дороге: ни друзей, ни веру в идеалы, ни приверженность классической литературе.
И даже легкомысленная эстрада его не сбила с толку, так как он валяет дурака не
один, а на пару с Зощенко, Чеховым, Булгаковым, Аверченко, Гоголем... По возрасту
и жизненному опыту Филиппенко относится к тем, кто не столько формировал и воздействовал
на эпоху «шестидесятых» с её прорвавшимся через запреты джазом, западной модой,
книгами и фильмами, сколько сам был сформирован этой эпохой. В блистательной эстрадной
композиции-фантазии по пьесе Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека»
актёр, словно в цирковой клоунаде, танцевал рок-н-ролл с собственным пиджаком,
играл на подтяжках, как на струнах контрабаса, и на галстуке, как на саксофоне.
Отсутствующая в пьесе фраза «И Козёл на саксе – фа-фааа!» после выступления Филиппенко
в передаче «Вокруг смеха» стала крылатой, хотя не все знали, что имеется в виду
джазовый саксофонист Алексей Козлов, позднее ставший одним из символов времени.
Далеко не всегда роли, которые доставались ему в кино и театре, давали возможность
в полной мере проявиться его таланту. Во всяком случае, до поры до времени он
был выдающимся актёром второго плана. А такая репутация, чего греха таить, многих
заставляет относиться к актёру со снисходительным пренебрежением, и немало усилий
требуется, чтобы эту ситуацию изменить. Впрочем, у наиболее искушённых профессионалов
– свой счёт, и они, вероятно, давно признали Филиппенко равным себе, но нужно
было, чтобы и широкий зритель сделал это. А широкий зритель – это судья столь
же пристрастный, сколь, в конечном счёте, всегда правый. И он признал актёра Филиппенко,
когда тот сделал шаг вперёд как настоящий мастер, когда его мастерство стало более
утончённым и одухотворённым. И теперь его персонажи практически никогда не исчерпываются
первым, чисто сюжетным смыслом, как правило, в них всегда есть возможность выхода,
прорыва к более широким выводам и темам, - преимущественно связанных с его поколением.
«Убегающий август», «Мой друг Иван Лапшин», «Убить Дракона», «Мастер и Маргарита»
- раз (Коровьев), «Мастер и Маргарита» - два (Азазелло)… Филиппенко всегда в работе.
Он подлинный актёр-труженик – с тем, однако, различием, что ни разу он не становился
«всеядным», стремящимся во что бы то ни стало получить роль – всё равно какую
и в каком фильме, лишь бы главную. Филиппенко за главными ролями никогда не гнался
– не отказывался, когда доставались, и не пренебрегал эпизодическими ни в кино,
ни в театре, где главные получал ещё реже.
Актёр – особый человек. Он обязан больше видеть, острее слышать, глубже понимать,
чем другие. Через своё прямое и неотменимое дело – изображать другого человека
– ему дана возможность показать нечто большее – показать Время, быть его зеркалом.
Вечный долг – быть социальным пророком. Такими актёрами были Иван Москвин, Владимир
Высоцкий, Василий Шукшин, Олег
Даль и многие другие. Они получили неофициальный, но самый почётный титул
– властители дум, от них к людям протянулась незримая, но прочнейшая связь, которая
протягивается не только от художника к зрителю или слушателю, но и от человека
- к человеку, связь личностная и потому нерасторжимая, всегда откликающаяся в
зрительской душе.
Александр Георгиевич Филиппенко – актёр блистательный, но стоящий всё-таки
в другом ряду – не выше и не ниже, но в другом. И в этом своём (пусть другом)
ряду он стал как бы представителем того, высшего ряда. И в лучших его ролях мы
находим отблески и отзвуки этого высшего актёрского искусства.
Жизнь продолжается, новые роли следуют одна за другой, и время ставить окончательную
точку ещё не пришло. За годы, проведённые в театре и кино, он сыграл много и хорошо,
набрал высоту и не утратил способностей сделать ещё больше, чем уже сделано. Сегодня
это так – он актёр, который ещё не раз будет нужен нашему кино.
Причём, как раз для таких фильмов, о появлении которых мечтаем мы все.
Автор – «Мистер Пурпурный»
Использованные материалы:
«Александр Филиппенко: играть, ничего не играя» (http://mignews.com/)
«Роль Азазелло мне предложили на Патриарших» (http://www.newizv.ru/)
«Биография» (http://www.prazdniki.ru/)
Интервью на радиостанции «Эхо Москвы» (http://www.echo.msk.ru/)
Юрий Смелков «Александр Филиппенко» («Конфедерация союзов кинематографистов»,
Москва, 1991 г.)