Народный артист СССР (1990)
Действительный член Академии естественных наук
Кавалер ордена Дружбы народов (1996)
Двукратный лауреат Международного Московского кинофестиваля (2000? "Луной
был полон сад")
Лауреат премии "Пегас" ("Не послать ли нам гонца?") Лауреат
театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство»
(2006)
Династия циркачей
Лев Дуров происходит из знаменитой династии русских циркачей - дрессировщиков
и клоунов, он внучатый племянник А. и В. Дуровых. А вот родители Льва Дурова не
были связаны с цирком. Отец - Дуров Константин Владимирович (1895 г.р.), работал
"мирным" взрывником в СОЮЗВЗРЫВПРОМе. Мать - Дурова Валентина Игнатьевна
(1903 г.р.), работала научным сотрудником в военно-историческом архиве Лефортовского
дворца.
Как сказано в Общем Гербовике Всероссийской империи, "Фамилии Дуровых
многие служили Российскому престолу дворянские службы и жалованы были от государей
в 1629 и других годах поместьями. Шестую часть Гербовика занимает родословная
потомственных дворян Дуровых. Дуровы в родственных отношениях и со знаменитой
артистической династией Садовских: дочь Владимира Леонидовича Дурова, тетушка
Льва Константиновича - Анна, когда вышла замуж за артиста Малого театра Прова
Михайловича, стала носить фамилию Дурова-Садовская.
Детство
Детство Льва Константиновича прошло в московском районе Лефортово. Родителям
- Константину и Валентине Дуровым с сыном приходилось нелегко: сын получал двойки
и постоянно дрался. Несколько раз его даже из школы исключали. Но отец никогда
не ругал Льва. Максимум, на что он был способен, - не разговаривать с сыном несколько
дней. "Правда, лучше бы он ругался, - вспоминает Лев Дуров. - Его молчание
было самым страшным наказанием, поскольку я его очень уважал".
Семья Дуровых жила на территории музея Лефортово - в екатерининской конюшне.
"Комнаты, вероятно, в своей прошлой "жизни" были стойлами, - вспоминает
Лев Константинович. - Выглядели они странно: длинные, узкие, словно пенал. И еще
одно яркое воспоминание из детства: один туалет на сорок коммуналок".
Лев не был единственным ребенком в семье Дуровых. "Мода" на одного
ребенка появилась в нашей стране несколько позже. Так что у его родителей было
трое детей. Лев - средний ребенок - и две дочери.
Во время войны он с мальчишками тушил бомбы-зажигалки на крышах, выступал в
военных госпиталях, поднимая настроение раненым: одновременно пел, отбивал чечетку
и не забывал строить рожицы поуморительнее, чтобы раненым было веселее.
Театр
В школьные годы Лев Дуров занимался в драматической студии во Дворце пионеров
Бауманского района, где его педагогом был С.В. Серпинский. Потом он поступил в
Школу-студию МХАТ, когда набирался курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея
Капитоновича Блинникова. Преподавали на курсе все старые мхатовцы: Топорков, Масальский,
Карев, Раевский и, конечно, сам Блинников. Дуров был одним из его любимых учеников.
В 1954 году после окончания Школы-студии МХАТ директор Центрального детского
театра Шах-Азизов пригласил Дурова работать в свою труппу. Он согласился и в сентябре
пришел на первый в своей жизни сбор труппы, где встретился с А.В. Эфросом, с которым
потом не расставался почти 27 лет. В Центральном детском театре он проработал
около 10 лет. Сколько же ролей было сыграно! И каких! Лев Дуров играл самые разнообразные
роли - от репейника, огурца или тучки до Федора в "Борисе Годунове".
В 1955 году В.С. Розов написал свою комедию "В добрый час" и принес
ее Эфросу. С тех пор драматург остался верен детскому театру и все свои пьесы
приносил туда: "В поисках радости", "Неравный бой", "Перед
ужином"... Дуров был занят во всех этих спектаклях, что приносило ему большое
творческое наслаждение.
Когда А.В. Эфрос перешел в Театр имени Ленинского комсомола, он взял с собой
нескольких актеров, в том числе и Л. Дурова. Так что с 1963 по 1967 год Л. Дуров
играл на сцене театра имени Ленинского комсомола.
В 1967 году Эфросу предложили перейти в театр на Малой Бронной и взять с собой
10 артистов. И вновь Дуров ушел вместе с ним. Здесь он работает и по сей день.
Как можно заметить, театральная судьба Льва Дурова была неразрывно связана
с творчеством А.В. Эфроса. Лев Константинович создал целую галерею впечатляющих
образов в спектаклях выдающегося советского режиссера: Тибальд в "Ромео и
Джульетте" У. Шекспира, Чебутыкин в "Трех сестрах" А.П. Чехова,
Яго в "Отелло" У. Шекспира, Жевакин в "Женитьбе" Н.В. Гоголя,
Ноздрев в "Дороге" по Н.В. Гоголю, а также в спектаклях. "Трибунал"
А. Макаенка, "Вы чье, старичье?" Б. Васильева и др. Созданный им в театре
образ Сганареля в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера получил мировое признание
на театральном фестивале в Югославии.
Знаменитую "Женитьбу" Гоголя представляли на фестивале в г. Эдинбурге.
Тогда в одной из рецензий в местной газете помимо всяких лестных эпитетов Льва
Константиновича назвали "трагическим клоуном". Автор писал, что этот
спектакль стоит посмотреть хотя бы из-за того, что в нем занят "трагический
клоун Лев Дуров". Актер считал для себя это звание самым высоким, самым почетным.
В последние годы Лев Дуров параллельно с работой в своем театре участвовал
в спектаклях "Школы современной пьесы" у режиссера Иосифа Райхельгауза.
Режиссер
После окончания Высших режиссерских курсов Лев Дуров стал режиссером-постановщиком.
На Малой Бронной им поставлены спектакли "Обвинительное заключение"
Н. Думбадзе, "Занавески" М. Ворфоломеева, "Жестокие игры"
А. Арбузова, "А все-таки она вертится" А. Хмелика, "Золушка"
Е. Шварца, "Весельчаки" Н. Саймона, "Ксантиппа и этот, как его..."
С. Алешина, "После бенефиса" по А.П. Чехову, "Жиды города Питера"
А. и Б. Стругацких, "Лес" А.Н. Островского, "Полонез Огинского"
Н. Коляды. Не так давно он выпустил яркий, праздничный спектакль "Дорога
в Нью-Йорк" Л. Малюгина - полную музыки и танцев историю о похождениях дочери
американского миллионера. Недавняя премьера - современная пьеса Н. Воронова "Страсти
по Торчалову".
Кино
В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году. В первой же своей картине, комедии
режиссера Андрея Фролова "Доброе утро", он исполнил одну из главных
ролей - помощника экскаваторщика Яшу. Вслед за этим появился в фильме "Гость
с Кубани" в образе помощника комбайнера Миньки Самохина, затем сыграл милиционера
Козлова в фильме ."Песня табунщика",... Актер попал в такую орбиту,
где играл, как он сам их называет, "в полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных
фильмах", и играл довольно долго, пока однажды М.И. Ромм не взял его в картину
"Девять дней одного года" на роль сотрудника 1-го отдела. Это было началом
его серьезного вхождения в кино.
В последующие годы Лев Дуров активно снимался викно, хотя и исполнял, как правило,
роли второго плана. Каждый его персонаж Льва Дурова был индивидуален и самобытен,
и при этом неизменно нес в себе неповторимую интонацию Льва Дурова, его человеческую
неординарность, его темперамент, его особый взгляд на окружающий мир. Тем не менее,
широкая известность к актеру пришла уже в зрелые годы. Очень яркой работой актера
стала роль мельника в трагикомедии "Бумбараш" (1971). В том же году
он сняляс в небольшой роли шофера инкассаторской машины в знаменитой комедии "Старики-разбойники"
и в роли Рафинада в телефильме "Вся королевская рать", Затем были роли
в популярнейших сериалах "Большая перемена" (милиционер) и "Следствие
ведут Знатоки" (старший инспектор ГАИ Филиппов), в легендарном сериале "Семнадцать
мгновений весны" (агент Клаус), в картине Василия Шукшина "Калина красная"
(официант Сергей Михайлович) и многих других знаменитых кинолентах. А юные зрители,
безусловно, запомнили его рассудительного академика Филатова в фантастической
дилогии "Москва-Кассиопея"-"Отроки во вселенной", купца Ерофеича
в сказке "Аленький цветочек", Стефенсена в детском музыкальном фильме
"Пеппи Длинныйчулок".
Спектр персонажей Льва Дурова был чрезвычайно широк. Он никогда не повторялся,
создавая абсолютно разные характеры. Его герои могли быть угрюмыми и веселыми,
простодушными и себе на уме, основательными и импульсивными. Миллионам зрителей
полюбился его капитан мушкетеров де Тревиль в музыкальном фильме "Три мушкетера"
(1979), темпераментный гасконец, человек чести, отдавший себя служению королю.
А какой блестящий образ актер создал в музыкальном фильме "Не бойся, я с
тобой " (1981). Там его героем стал Сан Саныч, мастер рукопашного боя, каратист,
готовый всегда прийти на помощь друзьям.
Лев Дуров оставался востребованным и в кризисные 90-е годы, и с наступлением
нового века. 2000-е годы принесли ему роли в фильмах и сериалах "Огнеборцы"
(Евсей Николаевич Авдеев), "Бриллианты для Джульетты" (Юрий Яковлевич),
"Мошенники " (Ермолка), "Русский крест" (схимонах Епифаний),
"Егорушка" (Пётр Ильич Ефимов) и многие другие. Актер снимался до последних
своих дней....
Личная жизнь
В жизни Лев Дуров всегда следовал принципу - "вперед!". Свободное
время предпочитал посвящать дому, семье. Он не относился к тем артистам, которые
в быту абсолютно беспомощны. Напротив, он с детства был приучен к хозяйству, умел
и готовить, и так называемой мужской работы по дому не чурался. А когда был помоложе,
любил резать по дереву, делал мебель.
Лев Дуров прожил долгую счастлиыую семейную жизнь с супругой актрисой Ириной
Николаевной Кириченко (1931-2011). Его дочь Екатерина Дурова (1959 г.р.) пошла
по стопам родителей и стала актрисой. Внуки: Екатерина (1979 г.р.), и Иван (1986
г.р.).
Официальный сайт Льва Дурова http://www.levdurov.ru/