30.05.1937, Свердловск - 22.08.1999, Санкт-Петербург
Народный артист РСФСР (1991).
Приз Дирекции КФ "Виват кино России-99" (Санкт-Петербург) - "За
создание выдающейся галерии образов народного героя".
Детство
Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец Сергей
Петрович Демьяненко в молодости окончил ГИТИС. В конце 20-х, после нескольких
лет работы в знаменитой "Синей блузе", он приехал в Свердловск. Сначала
состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории
и почти до конца дней работал массовиком-затейником. Запросто мог организовать
шоу с любым количеством людей - от десяти человек до целой площади.
В Сергея Петровича постоянно влюблялись женщины. И он не мог не ответить взаимностью.
После рождения старшего сына, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом
браке родились сын Володя и дочь Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у
всемирно известного музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую
семью, и у Саши родились две родные сестры - Наталья и Татьяна. Все пятеро детей
Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю жизнь. Однако
отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей Павловной он прожил до конца
жизни.
Постоянно находясь рядом с отцом, маленький Саша рано увлекся театром. Он записался
в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где сыграл свои
первые роли. Помимо самодеятельности, Саша учился в музыкальной школе, играл на
фортепиано. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий
баритон. Жаль, что в кино зрители так ни разу не услышали его песен…
Поступление в ГИТИС
По окончании школы, в 1954 году, Александру предстояло определиться с дальнейшей
профессией. В то время в Свердловск приехала приемная комиссия прославленного
МХАТа. Юноша рискнул попробовать, но во время экзаменов разволновался - и результат
оказался неудачным.
И тогда Александр сдал экзамены и поступил на юридический факультет Свердловского
университета. Проучился он там всего полгода и вскоре понял, что это не его. Его
вновь потянуло на сцену. И на следующий год Александр отправился в Москву. Вскоре
родители получили от сына телеграмму: "Победа! Принят ГИТИС и Щукинское.
Остаюсь ГИТИСе".
Первые роли в кино
Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да
только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: "Можно выйти?"
Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше,
чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский
очень любил его и верил в его успех: "Саша, приходи хотя бы на мастерство".
Уже на 2-м курсе ГИТИСа режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили
Александра на роль Мити в картину "Ветер" - оптимистическую драму, завершившую
"комсомольскую" трилогию, начатую фильмами "Тревожная молодость"
и "Павел Корчагин". Эта работа начинающего актера привлекла внимание
как зрителей, так и кинематографистов. Был рожден новый тип героя - скромного
интеллигентного юноши, совершающего подвиг.
В 1959 году Александр Демьяненко окончил ГИТИС и был приглашен в Московский
драматический театр имени Маяковского, где он проработал три года, но все больше
актера затягивало кино…
В 1961 году Александр вновь снялся у Алова и Наумова. В драме "Мир входящему"
он сыграл щеголеватого лейтенанта Ивлева, выпускника училища, получившего в последний
день войны задание - доставить в госпиталь молодую беременную немку. Благодаря
этой ленте, Александра Демьяненко впервые узнали за рубежом - фильм был отмечен
несколькими призами на фестивалях в Венеции и Брюсселе.
В том же году вышли два фильма, которые сделали актера известным и в СССР.
В лирической комедии "Карьера Димы Горина" Демьяненко появился в образе
честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши
вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остается на строительстве высоковольтной
линии передачи.
Другая работа - добрая и веселая комедия "Взрослые дети", которая
и по сей день нередко демонстрируется по телевидению. Вместе с Лилией Алешниковой
они сыграли молодую семейную пару, живущую вместе с родителями (Алексей Грибов
и Зоя Федорова).
Переезд в Ленинград
С 1962 года Демьяненко покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград.
Тому были две причины. Во-первых, он уже начал активно сниматься на "Ленфильме",
а во-вторых, что очень важно для молодого актера, в Москве ему жить было негде,
а в Ленинграде давали квартиру.
На "Ленфильме" Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова
"Порожний рейс" (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты
Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева "Государственный
преступник" (1964) - в роли молодого ленинградского следователя по особо
важным делам Андрея Николаевича Поликанова, расследующего дело военного преступника.
Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей. О нем
писали газеты и журналы, в киосках продавались открытки с его изображением… Уже
сложилось определенное амплуа актера - молодой незадачливый, но всегда честный,
открытый и принципиальный юноша. И кто знает, как сложилась бы судьба Демьяненко
дальше, если бы не встреча с Гайдаем…
Шурик
В середине 60-х Леонид Гайдай приступил
к съемкам комедии. Сценарий назывался "Несерьезные истории", а главным
героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40
претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков
и многие другие, но все время что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал:
"Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр". Леонид Иович,
бросив все свои дела, сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся.
По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом. В фильме его решили сделать
блондином. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, - вспоминает
вдова актера Людмила Акимовна. - Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши
волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел".
Итак съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть лучше
будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина "Операция
"Ы" и другие приключения Шурика".
Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я тогда
был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой.
Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки
творчества". Вдова Александра Людмила рассказывала: "Близкие Гайдаю
люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных
очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша - такие разные. Саша - широкоплечий, широкогрудый,
а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты,
но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил не улыбаясь, но одной его реплики
было достаточно, чтобы все лежали в лёжку".
Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь
и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два года поставил
продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя - "Кавказская
пленница или новые приключения Шурика". А в 1973 году вышла комедия "Иван
Васильевич меняет профессию". Все эти фильмы вошли в "золотой фонд"
советского комедийного кино, а Демьяненко мгновенно превратился в комедийного
актера.
Триумф и трагедия актера
"Шурик" - этот ярлык приклеился к Демьяненко намертво. Теперь актеру
невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили
на "ты", норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе
скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность.
Но остановить эту волну было уже невозможно.
Да, именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со зрителями (а
это во все времена - второй источник дохода для артиста). Но вскоре удачно найденный
образ обернулся трагедией - многие серьезные режиссеры перестали предлагать интересные
роли. Они боялись довериться Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала
пальцем: "Ба, да это же сам Шурик!".
Демьяненко рассказывал: "Конечно, трудно и обидно и тем более, что были
моменты и годы даже после выхода этих фильмов, когда меня в кино катастрофически
мало брали на работу, поскольку я был настолько популярен и узнаваем, что режиссёры
говорили: "Ну зачем же - тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или
играть какого-то полярника - скажут вон Шурик играет какую-то роль - Шурик."
Но это тяжело - остаться без работы на какое-то время. И потом, эта популярность
мне она просто не приносила такой радости, поскольку я по складу своего характера
очень замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под пристальным
вниманием. Были годы, когда все буквально узнавали меня и смеялись, а у меня может
быть, плохое настроение. Это издержки производства".
Кино, театр, телевидение
Александра Демьяненко выручили театр и телевидение. Он с головой ушел в дубляж
фильмов. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци,
Джон Войт, Роберт Де Ниро. Чуть ли не во всех советских фильмах он озвучивал Донатаса
Баниониса. Также Демьяненко озвучивал и мультипликационные фильмы.
А что же кино? Актер широкого диапазона - от комедии до глубокой трагедии -
Александр Демьяненко так и не смог вырваться из своего амплуа. Удачный образ Шурика
как камень висел на актере. Периодически ему удавались интересные запоминающиеся
роли - в "Угрюм-реке" (приказчик Иван Сохатых), в "Учителе пения",
в "Зеленом фургоне" (Шестаков). Но чаще актеру доставались небольшие,
эпизодические роли. И все же Демьяненко снимался. Снимался до последних своих
дней, сыграв в общей сложности в 73 фильмах.
После ухода с "Ленфильма" Демьяненко работал в Театре комедий им.
Н.П.Акимова на Невском проспекте. С 1996 года актёр с успехом играл на сцене Санкт-Петербургского
театра "Приют комедиантов" на Малой Морской. Играл в спектаклях "Владимирская
площадь" и "Антигона" - две совершенно разные характерные драматические
роли. Играл блистательно, но театр этот небольшой, нешумный, и эти роли по большому
счёту публика и критика не оценили.
Личная жизнь
С первой своей женой он познакомился ещё в юности, когда играл в драмкружке
свердловского Дворца пионеров (по другим данным - кружке художественной самодеятельности
при Дворце культуры). Прожив с ней 16 лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с
собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельём. Новой избранницей его стала ассистент
режиссёра с "Ленфильма" Людмила, с которой актёр познакомился во время
дубляжа одной из картин.
Людмила Акимовна вспоминает об их семейной жизни: "Мы вообще не ругались.
Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет,
продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в
связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник".
У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак. От первого брака она воспитывала
дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой Малого драматического театра
Льва Додина.... За плечами Анжелики Неволиной
роли в фильмах "Парад планет", "Сентиментальное путешествие на
картошку", "Счастливые дни", "Собачье сердце".
Александр Сергеевич любил и уважал Анжелику. "Саша к Анжелике не лез в
душу, не досаждал. Они общались очень вежливо, с пиететом, - рассказывает Людмила
Акимовна. - Саша вообще был очень тактичный человек. Он ведь даже своих родителей
называл на "вы". Когда на творческих встречах спрашивали его о детях,
он не уклонялся от ответа: "У меня падчерица" или "У моей жены
есть дочь". "Падчерица" в его устах звучало очень уважительно".
Скромный, добрый, безотказный…
Александр Демьяненко был человеком необычайной доброты и безотказности. Работал
он всегда ответственно, но не "тусовался". Любил дачу. Очень любил читать,
часто при этом надевал наушники, чтобы мне не мешать, и слушал классическую музыку.
Обожал слушать реквиемы.
Демьяненко был очень скромным человеком. Однажды он оказался на гастролях в
Тольятти. После концерта его пригласили в свою компанию автобоссы. Посидели, выпили,
поговорили "за жизнь". Новые знакомые поинтересовались, нет ли у Демьяненко
автомобильных проблем? Он вздохнул: "Хорошо бы треснувшее стекло заменить".
Боссы разулыбались: "Да неужто мы не можем дорогому Шурику подарить новую
машину? "Шестёрка" вас устроит?" На что Демьяненко ответил решительным
отказом. И потом никогда не жалел об этом.
Людмила Акимовна: "Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не любил
рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в "Белом попугае", хотя
очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе "О, счастливчик",
то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во многих областях.
Есть актёры, что на сцене и на экране играют людей умных, глубоких, а сами в жизни
- куда примитивней, глупее своих персонажей. У Демьяненко всё получилось с точностью
до наоборот..."
Последние дни
Никто не знал, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была необходима
сложнейшая операция. Проблемы с сердцем у него начались после одного разговора
- главреж Театра комедий Казакова вызвала к себе всех народных артистов. Ему она
сказала примерно следующее: "Я вас не знаю как артиста театра. Я, вот, вас
видела, вот, в кино…" "Ну, всё ясно, спасибо, значит я уволен"
- вспылил он. Вышел с белым лицом: "Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и
не знают…".
В последние годы Демьяненко, и так не избалованному ролями, все реже приглашали
в кино. Скрепя сердце, он согласился сниматься в телесериале "Клубничка".
Актер сумел оживить этот коммерческий проект, в его роли появились интересные
ходы. Каждый день снималась новая серия, и Демьяненко пришлось жить в Москве -
сначала в гостинице, потом в съёмной квартире. Целый год приезжал домой лишь на
выходные, а вечерами играл в "Приюте комедианта". И никогда не устраивал
истерик, ни разу не сорвал работу группы.
На съемках "Клубнички" у Александра Сергеевича произошло отслоение
сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию - это
был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело.
Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи
сказали - язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что
это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.
Ему нужна была срочная операция, но слово "шунтирование" при нем
даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может,
не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.
Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей
готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили
на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее.
Не успели. 22 августа Александр Демьяненко умер...
На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили
тихо и спокойно.
Навеки в памяти
В одном из последних интервью Демьяненко признался: "Мне уже 60 лет, а
я все равно - Шурик! По молодости, конечно, я дико раздражался, испытывал массу
неудобств, дискомфорт. А сейчас думаю: "Ну и ладно". Люди, видя меня,
вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит чуточку улучшают свое настроение".
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Сергей Капков, "Александр
Демьяненко: до и после Шурика" ("ТВ Парк" 09.04.2003);
Ночной разговор с Алексеем Лушниковым (Ток-шоу "Пионер", Ночной телеканал
"Синие страницы" (ТНТ-Петербург) http://lushnikov.cult.ru);
Александр Сергеевич Демьяненко (http://gm731.narod.ru );
Михаил Садчиков, "В "железной маске" Шурика" ("Калейдоскоп"
http://www.rekvest.nnov.ru);
Александру Демьяненко исполнилось бы 64 года http://www.uatop.com