Начинал свою творческую деятельность Михаил Данилов в Студенческом театре ЛГУ.
В 1965 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии,
работал в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. С 1966 года - актёр Государственного
Большого драматического театра имени М.Горького (БДТ).
С БДТ связана вся творческая жизнь Михаила Викторовича. На этой сцене он сыграл
десятки маленьких ролей, создал «точные стилистические фигуры»: Управляющего у
Саввы Морозова ("Третья стража"), адвоката Шубинского ("Защитник
Ульянов"), Отца в пьесе А.Володина "Киноповесть с одним антрактом",
Лагранжа в "Мольере" М.Булгакова. Его основной темой в творчестве стала
история "маленького человека", человека скромной судьбы, зажатого условностями,
сдавленного страхом перед ней, но преодолевающего всё благодаря доброте, широте
и благородству своей души, часто неожиданным для него самого.
Кино
Михаила Данилова называли «мастером крупного плана». Его лучшие роли - это
роли в телепостановках, где крупный план - главный приём. Правдивость и точность
эмоции, «скупой стиль» игры - вот что делало Данилова блестящим мастером постановок
на ТВ. В том числе и в телефильмах Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» и «Почти
смешная история».
Когда вышел телефильм «На всю оставшуюся жизнь», едва не каждый ленинградец
знал даниловского доктора Супругова. Михаил Викторович вдруг стал популярен, и
этот факт его жутко раздражал. Прогуливаясь с товарищем, вдруг он замирал, боясь
оглянуться: «Так, пошли, быстро... на нас смотрят!...»
«Мишу известность застала врасплох, - вспоминал его друг, работник БДТ Юрий
Кружнов. - Он-то любил жизнь тихую, вольную, жизнь книгочея, шутника, философа
и мастерового. Он никогда не терпел, например, разные собрания и "тусовки"
артистов. На театральные банкеты тоже никогда не ходил. «Нет ни костюма, ни желания»,
- любил приговаривать… Данилов - это мир, и в нём всё - и дар артиста, и нежность
к близким, и безупречный художественный вкус, и высокая культура, и незыблемость
нравственных правил, и владение многими ремёслами...»
Среди других ролей актёра: Толкунов («И другие официальные лица»), Богуславский
(«Вернёмся осенью»), Фогг («Соучастие в убийстве»), Марчук («Прорыв»), Кривощапов
(«Тихое следствие»), Чекалинский («Эти… три верные карты»), Тесть («Чёрная роза
– эмблема печали, красная роза – эмблема любви»), Деян («Чернов. Chernov»), Ротшильд
(«Анекдоты»), Фёдор («Курица»). В так и не вышедшей картине «Мастер и Маргарита»
по знаменитому роману Михаила Булгакова Данилов сыграл Берлиоза.
Творческая личность
Михаил Данилов был блестящим фотографом-художником; он знал трубочное ремесло,
великолепно делал трубки и был хорошо знаком с самим "стариком Фёдоровым".
Он великолепно рисовал и потрясающе знал мировую живопись. Он любил заниматься
кулинарией - и многим, многим ещё. Он не мыслил жизни без Гоголя и Рембрандта,
которых досконально изучил, не представлял свою жизнь без классической литературы
и классического джаза, без астрономии и высшей математики.
Его очень уважал Георгий Товстоногов. Ценил его и как артиста, и как неординарную
личность. Он часто советовался с ним по самым разным вопросам. Михаил Данилов
последние годы тяжело болел, ездил на операцию в США, где ему удалили почку и
половину лёгкого. Несмотря на не проходящие боли, актёр внешне оставался всегда
бодрым и остроумным.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Михаил Данилов