08.11.1929, Приволжск, Ивановская область - 27.04.1994, Москва.
Народный артист СССР (1978)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984, за участие
в фильме "Остановился поезд")
Альберт-Олег
Родился в Приволжске Ивановской области. Отец - директор сельхозтехникума.
Мать - агроном.
Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского
наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита
в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать
Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
Работа в театре
В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского
русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического
театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера
Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри
в "Короле Генрихе IV" В.Шекспира, Григорий Мелехов в "Тихом Доне"
по М.А.Шолохову, Сиплый в "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном
театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора
Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель
и едущий актер Театра "Антреприза Олега Борисова" (Москва).
Первые работы в кино
В кино - с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма
"Стежки-дорожки" (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как
чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском
спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.
Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени
Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал
в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет в
кино сыграл свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" (1961)
- незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем
как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные
грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость
он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти невостребован.
Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся
в цинизм одиночество. Чаще использовали его "рефлектирующий талант"
в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо
отметили его игру в картине "Рабочий поселок" Владимира Венгерова, который
вышел в 1965 году.
В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной
личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться.
Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий
шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный
запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную
духовную силу и значительность.
Так произошло в картине "Балтийское небо" (1961) в роли летчика Татаренко,
которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте
экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря
игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.
Зрелость
Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами,
когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего
обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного
(в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя,
непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую
иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах
Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет"
(1984) и "Слуга" (1988).
В картине «Остановился поезд», исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя
следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного
догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными
поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла
нравственность - так играл Борисов.
Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить
его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино.
Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине
Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (1980) в разгар работы
из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого
фильма останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением
от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.
В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного
из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой "почти
фантастической истории". "Накрытые ракетной установкой" во время
военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в "духов", встречались
с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися
к историческому, современному, общечеловеческому опыту.
Наконец в фильме "Слуга", Борисов создал партократа Гудионова, одного
из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим
или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов
получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере
видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались
меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки
в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж "Слуги",
и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает "правду",
а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в "Проверке
на дорогах" (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким
нас учили другие комиссары.
Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове":
был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников
в картине Фрумина "Дневник директора школы" (1975), была картина "По
главной улице с оркестром".
Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной
роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский
смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя
гиперболизированной в его сознании идеи власти.
Незабываемый актер
В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое
значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении
автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались
в контекст авторской позиции писателя.
Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского
уезда" (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин,
озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, несколько
варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера
гоголевский Кочкарев (экранизация "Женитьбы" - 1977, снятая Виталием
Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить
тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега
Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" (1983) по
роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм -
и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как
любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове
Олега Борисова.
Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной
картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968), Джона Сильвера
в экранизированном Владимиром Воробьевым «Остров сокровищ» (1982).
В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на
Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь",
Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.
Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало
чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов
из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше,
чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному
с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили"
Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться
дуэт Мордюкова - Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного
социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.
Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по
пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые,
казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они
были "над" (или "за"). Потому-то и отказывали ему в былые
времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.
Личная жизнь
Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова (в девичестве - Латынская),
много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм"
киностудии "Ленфильм".
Алла Романовна: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали
свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался
рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно
сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают
на Скорпионов!
Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для
нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества.
Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен
и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья,
он больше общался с друзьями, чем закусывал.
Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него
надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", -
ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда
стал читать в концертах..."
В 1956 г у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование,
он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий - режиссер телефильма
"Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес"
с отцом в главной роли.
Олег Борисов писал дневники - целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное.
Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию:
"Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя,
накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники
Олега Борисова - книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название
для будущей книги-дневника он придумал сам.