Матлюба Алимова родилась и выросла в Андижане. По национальности - она наполовину
узбечка (со стороны папы). Что же касается мамы, то с ее слов: «В маминой же крови
намешано столько! И грузины, и русские, и поляки, и немцы...»
ВГИК
В 1978 году Матлюба окончила актерский факультет ВГИКа. Там она училась у выдающегося
актера Алексея Баталова. Об этом человеке
Алимова и по сей день отзывается у глубочайшим уважением: «Баталов до сих пор
остается для меня эталоном личности. <...> А знаете, как он нас выпускал
на сцену? Вот стоишь, волнуешься перед выходом и только соберешься выйти в нужный
момент, как он берет за плечи и шепчет: "Стой, стой, стой...", а потом
тихонько подтолкнет ладонями: "Пошла!.." После этого, поверьте, уже
ничто не страшно».
Дебют в кино
Сразу же после окончания ВГИКа состоялся дебют Матлюбы Алимовой в кино. ЕЕ
первой ролью стала страстная Лаура в телесериале «Маленькие трагедии», поставленном
Михаилом Швейцером по произведениям А.С. Пушкина. В первой же своей картине Матлюбе
посчастливилось играть вместе с такими грандами отечественного кино, как Иннокентий
Смоктуновский, Наталья
Белохвостикова, Николай
Бурляев, Владимир Высоцкий, Сергей
Юрский…
Цыганка Настя
Вслед за «Маленькими трагедиями» Алимову пригласили на роль гордой и дикой
цыганки Насти в сериал «Цыган». Эта картина принесла актрисе всесоюзную славу.
Алимова настолько органично вошла в эту роль, что все зрители поверили в ее цыганские
корни. Да что там зрители! Сами цыгане признали ее своей! Матлюба Фархатовна рассказывает:
«До сих пор во всех аэропортах цыгане подходят и сразу начинают говорить со мной
по-цыгански. Ну, понятное дело, я их сразу останавливаю: "А теперь по-русски,
пожалуйста". А вообще, я им очень благодарна за то, что они назвали меня
своей. Так и сказали: "Настя, ты наша!" Я не буду вдаваться в особенности
цыганских взаимоотношений, но, поверьте, такие слова дорогого стоят. Подобное
говорят далеко не каждому».
Позже, в 1985 году Матлюба Алимова вновь сыграла роль Насти в продолжении «Цыгана»
- «Возвращение Будулая».
Дальнейшие работы в кино
В 80-е годы Матлюба Алимова снималась в кино немало. Среди этих работ были
и главные, и эпизодические роли. Наиболее известной является ее коварная Ирина
- царица византийская из исторического сказа Геннадия Васильева «Василий Буслаев».
В 90-е годы Алимова отошла от кинематографа. Среди ее последних работ - роль
в социальной притче грузинского режиссера Левана Закарейшвили «Они» (1992). Чуть
позже вышла картина Рижской киностудии «Изобретатель фараона», где Алимова сыграла
египетскую царицу Амасу. Кроме того, она снялась в одной турецкой картине.
С середины 90-х Матлюба Алимова перестала сниматься в кино. На вопрос «почему?»,
она отвечала: «Можно было, конечно, сниматься, а нужно ли? Кто-то говорит, что
нужно играть все, что предлагают, однако я так не считаю. Наверное, здесь срабатывает
баталовская школа. <...> Я абсолютно спокойно отношусь к тому, что живу
вне мира кино. Возможно, я даже остыла к этой профессии. Хотя ... с киношниками
по-прежнему связей не рву…»
Однако в 21 веке актриса вновь стала появляться на экране. В 2009 году она
снялась в экранизации гоголевского «Тараса Бульбы», сыграв служанку Эльжбеты,
затем появилась в сериалах «Судмедэксперты» (Стелла Гулиева) и «Точка кипения»
)первая жена Бахтияра).